Пояснительная записка
к учебному плану по АООП для обучающихся
с нарушением интеллекта (вариант 1)
МБОУ «Кирбинская СОШ»
на 2025/2026 учебный год
(пятидневная учебная неделя)
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу (далее – АООП) обучающихся с нарушением интеллекта,
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя
из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со
II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических
часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс).
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических часов на 2 этапе
обучения (V - IX класс).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с нарушением интеллекта разных нозологических групп и определяется в
соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
нарушением интеллекта:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с нарушением интеллекта и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей, обучающихся с нарушением интеллекта на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и
их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с нарушением интеллекта, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Предметные
области
Учебный план по АООП для обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1)
Учебные предметы
Количество часов
3 класс
4 А класс
4 Б класс
6 класс
в
неделю
в год
в
неделю
в
неделю
в
неделю
в год
1.1. Русский язык
4
136
4
136
4
136
4
136
4
136
1.2. Чтение
1.3. Речевая
практика
2.1. Математика
4
2
136
68
4
2
136
68
4
2
136
68
4
136
4
136
-
-
-
-
5
170
5
170
5
170
5
170
3
102
1
34
1
34
1
34
-
-
1
34
3.
Естествознание
2.2 Информатика
3.1. Мир природы
и человека
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2
2
2
68
4. Человек и
общество
3.2 Природоведение
3.3. Биология
3.4. География
4.1. Основы
социальной жизни
4.2. Мир истории
4.3. История
Отечества
2
2
2
68
68
68
-
-
-
-
-
-
2
-
68
2
68
4.1 Музыка
1
34
1
34
1
34
-
-
-
-
4.2. Рисование
1
3
34
102
1
3
34
102
1
3
34
102
2
68
2
68
1
34
1
34
1
34
6
204
7
238
1. Язык и
речевая
практика
2. Математика
5. Искусство
6. Физическая
культура
6. Технологии
5.1. Адаптивная
физическая культура
6.1. Труд (технология)
в год
9 класс
в год
68
68
в
неделю
в год
ИТОГО
Коррекционный курс:
2
«Логопедические занятия»
Коррекционный
курс: 3
«Коррекционно-развивающие
занятия:
психокоррекционные
(психологические
и
дефектологические)»
Ритмика
1
«Волшебная кисточка»
«Очумелые ручки»
«Кукольный театр»
«Веселые нотки»
«Я-ты-он-она»
«Я – Патриот»
«Компьютерная грамотность»
«Театральная студия»
мастерок
пионербол
волейбол
ИТОГО
23
1
1
1
1
10
748
68
23
29
748
986
29
986
2
748
23
68
2
68
2
68
2
68
102
3
102
3
102
3
102
3
102
34
1
34
1
34
1
34
1
34
34
34
34
34
340
1
1
1
1
10
34
34
34
34
340
1
1
1
1
10
34
34
34
34
340
-
-
-
-
1
34
1
1
1
1
9
34
34
34
34
306
1
1
1
1
10
34
34
34
34
340